Литературный клуб с Михаилом Быковским

02.03.2018

Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита» мы обсуждали 5 заседаний. На повестке дня тем для рассмотрение было много. Хотим Вас познакомить с обзорами некоторых заседаний.

26.01.2018 «За мной, читатель!» — позвал нас Булгаков, и мы в эту пятницу на заседании ЛитКлуба откликнулись на его призыв. Мы вспомнили некоторые факты из биографии Михаила Афанасьевича, поговорили о том, как он мистически связан был с его учителем — Н.В.Гоголем («Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!» http://litvinovs.net/bulgakov/bulgakov_grave). Поспорили о роли Ивана Бездомного в романе и чудесных метаморфозах, произошедших с героем (бывший поэт графоман, готовый изменить своему призванию под давлением господствующей идеологии, — прошедший крещение в «пахнущей нефтью черной воде» Москвы-реки юродивый православный рыцарь, бросившийся в погоню за самим Дьяволом, Иванушка-дурачок, — сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев, единственный ученик Мастера). Выяснили связь эпизодов и героев «Мастера и Маргариты» с фрагментами и персонажами «Фауста» Гёте ( «Наша марка» и погребок Ауэрбаха; медальон Маргариты, трость Воланда и пудель Фауста). Поразмышляли об истине, Иешуа и Понтии Пилате… Да всего здесь и не напишешь!

Как здорово, что у нас есть такие внимательные, вдумчивые, неравнодушные читатели! Спасибо всем, кто пришёл на первое заседание по творчеству Булгакова! Надеемся, вам не пришлось скучать)))

16.02.2018 Как говорил один мудрый человек времён начала правления кесаря Тиберия, «potius sew, quam nunquam», то есть лучше поздно, чем никогда. Нашёл-таки Михаил Быковский время обобщить многое из сказанного нами на заседании ЛитКлуба по «Мастеру и Маргарите».

«Во-первых, вопрос, почему судьба (читаем — автор) свела Мастера и Маргариту, стал одним из основных на обсуждении. Дело в том, что они образуют очень необычную для простых смертных пару (или «не пару», как написала о своих Антоне и Вере Алёна Даль в новом романе «Живые души»): в Мастере слишком много женской энергии, а вот Маргарита как раз наделена энергией мужской — способностью на поступок, мужество, решимость. И это не случайно.

Именно благодаря чувствительности и тонкой душевной организации писатель способен творить, «угадывать» истину. Он замыкается во вселенной, «угаданной» (сотворённой) им самим, создавая себе зону комфорта и совершая побег из материального, грубого, «страшного мира» (Блок). Не зря Воланд называет героя «трижды романтическим мастером». Но при таком раскладе, будучи Творцом в мире фантазии, он остаётся совершенно беспомощным в «московском» хаосе, от которого бежит сначала в подвальчик-мастерскую, потом в клинику профессора Стравинского. Он в ЭТОМ мире совершенно лишён амбиций. Зато в мире грёз и иллюзий он повелитель:

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:
— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. — Она своими руками сшила ее мне, — таинственно добавил он.
— А как ваша фамилия?
— У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.
Он, подобно инокам, отрекается от своего имени, чтобы служить ИСКУССТВУ. Но, сотворив роман, вложив в него большую часть души, он «консервирует» её. Помните у Лермонтова (романтик ещё тот):

Я не хочу, чтоб СВЕТ узнал
Мою таинственную повесть.

И его единственным читателем (как и у Иешуа, Левий Матвей — единственный ученик) становится Маргарита. Возможно, поэтому Мастер и не достоин СВЕТА. Именно она и нужна Мастеру, чтобы разорвать круг, внутри которого он закрыл себя от МИРА. Как сказал герой из романа, «беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон».

Цель писателя, по Булгакову — ученику Гоголя, не в том, чтобы творить идеал и служить абстрактной истине, а в любви. Да, той самой «настоящей, верной, вечной любви», за неверие в которую малодушные люди могут остаться немыми до скончания дней («Да отрежут лгуну его гнусный язык!»). И речь не только о страсти, даже не столько о ней, сколько о любви к ЧЕЛОВЕКУ. Той самой, которая и является ИСТИНОЙ. Помните, в ответ на вопрос Понтия Пилата «Что такое истина?» Иешуа отвечает: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Это деятельная любовь к ЛЮДЯМ, к тому ЧЕЛОВЕКУ, который рядом. Как у Горького, «кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». ДОБРО, по Булгакову, есть сочувствие, сострадание, милосердие. Этого отрицать не может даже князь тьмы: » — Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки».
И цель Мастера, руководствуясь милосердием и сочувствием, нести добро людям, а не закрываться в своём мирке.

Во-вторых, Маргарите Мастер необходим, потому что…
Но что-то уже и так длинный пост получился. Как писал Александр Сергеевич,
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь»

Михаил Быковский.

Хотите получать новости?

подпишитесь на рассылку

Хотите записаться на событие?

оставьте свои данные